Как родная меня мать провожала

Песню эту так и называют - провожальной. Вот уже почти век ее поют, провожая парней в армию. Хотя написана она совсем в другое время и к этому времени крепко привязана.
Как родная меня мать
Провожала,
Тут и вся моя родня
Набежала:
Тут и вся моя родня набежала.

"Ах, куда ж ты, паренёк, ах куда ты?
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты.
Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты.

В Красной Армии штыки, чай найдутся.
Без тебя большевики обойдутся.
Без тебя большевики обойдутся.

Поневоле ты идёшь, аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадёшь ни за что ты.
Ваня, Ваня, пропадёшь ни за что ты.

Мать, страдая по тебе, поседела.
Эвон в поле и в избе сколько дела!
Эвон в поле и в избе сколько дела!

Утеснений прежних нет и в помине.
Лучше б ты женился, свет, на Арине.
Лучше б ты женился, свет, на Арине.

С молодой бы жил женой, не ленился!"
Тут я матери родной поклонился.
Тут я матери родной поклонился.

Поклонился всей родне у порога:
"Не скулите вы по мне, ради Бога!
Не скулите вы по мне, ради Бога!

Будь такие все, как вы, ротозеи,
Что б осталось от Москвы, от Расеи?
Что б осталось от Москвы, от Расеи?

Всё пошло б на старый лад, на недолю,
Взяли б всё у нас назад - землю, волю.
Взяли б всё у нас назад - землю, волю.


Есть версия, что у этой песни на стихи Демьяна Бедного существовал прототип. Вот как он описан в газете «Утро России»: «Ванек - не просто собирательный образ, а вполне реальный человек. Это один из первых красноармейцев Иван Никанорович Никаноров, уроженец села Залустежье Псковской губернии. Он участвовал с отрядом революционно настроенных солдат в боях под Псковом в феврале 1918 года против войск кайзеровской Германии, рвавшихся к Петрограду. Когда наступление немцев было остановлено, Никаноров получил разрешение заехать на побывку в родное Залустежье. Родные стали уговаривать Ивана не уезжать в Красную армию, советовали жениться, обзавестись хозяйством. При этом разговоре присутствовала и его невеста Анюта. Но Никаноров дал решительный отпор родственникам и отправился на Восточный фронт. Ехали красноармейцы через Москву. Здесь и произошла встреча Никанорова с Бедным. Возле здания Реввоенсовета поэт подошел к красноармейцам и стал расспрашивать, откуда родом, где служили. Обратился и к Ивану. Тот рассказал, как на проводах родные не пускали его в Красную армию. Позднее Бедный вспоминал об этой встрече: «Он мне рассказывает, а я смотрю и думаю, что вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоевывать».

Поэт Ефим Придворов (настоящее имя Бедного) вырос в бедной крестьянской семье - семье церковного сторожа. До революции публиковал посредственные стихи и басни. Гражданская война оказала стимулирующее влияние на его творчество: он был постоянным автором большевистских изданий, создавал агитационные стихи на фольклорной основе, которые пользовались широкой популярностью у фронтовых читателей. И пережил высочайший взлет популярности.

Поддерживал и направлял в творчестве Демьяна сам Ленин, поэтому практически все его стихи призывают к решительной расправе с врагами и обретению лучшей доли. Стихотворение «Проводы» (по воспоминаниям Бедного, инспирированное Лениным) написано как имитация рекрутской песни и стало откликом на создание Красной армии, остро нуждавшейся в пополнении и проводившей усиленную мобилизацию. В общем, стихи были, как говорится, на злобу дня и совпали с патриотическими настроениями широких масс.

Впервые песню напечатали в газете «Беднота» в декабре 1918 года. А в 1919 году композитор Дмитрий Васильев-Буглай, в то время руководивший армейской самодеятельностью в пехотной школе имени ВЦИК в Кремле, предложил к нему мелодию шуточной малороссийской песни «Ой, що ж то за шум учинився», которая была очень популярна в дореволюционной России. Так и родилась популярная песня-частушка (как определили ее жанр музыкальные критики), получившая широкий отклик среди красноармейцев.

Интересный факт. Когда известный бард Олег Митяев гастролировал в ЮАР, то показал местной публике несколько истинно русских песен, среди них - «Проводы». Эксперимент был, конечно, рискованным - что неграм песни о гражданской войне в России? У жителей ЮАР не принято аплодировать во время исполнения, но вот для этой песни они сделали исключение. Настолько, видимо, прониклись они историей, им, в общем-то, чужой и непонятной. Впрочем, видимо, дело не столько в содержании, сколько в ритме и эмоциях, что вызывает песня.

ТрибунаДилетантов.рф
© 2018-2021